18 мая - международный день музеев

Музеи — это наша жизнь, история, наше наследие и воспоминания. Желаю в День музеев окунуться в чудесный мир искусства, почувствовать дух прошлых эпох. А отличное настроение и новые знания станут настоящей наградой!

Публикуем для всех, кого интересует история нашего Всеволожского района Информацию о лётчиках героях в годы ВОВ 1941-1945 г.г.

 

1-й гвардейский минно-торпедный Клайпедский Краснознамённый авиационный полк (1-й Гв.МТАП КБФ) на Всеволожской земле

Сформирован 25.02.38 г. на основе приказов НК ВМФ NN 0330 и 03331 из бывшей 27-й минно-торпедной эвиаэскадрильи ВВС КБФ. Место базирования - аэродром Беззаботное. Материальная часть: самолеты У-2, Р-5, Р-6 и один ДБ-3, полученный в конце 1937 года в качестве опытного образца. Принимал участие в Советско-Финской войне.

Боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны

По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе 1 МТАП числилось пять эскадрилий, вооружённых 34 ДБ-3б и 26 ДБ-3ф Эскадрильи базировались на аэр. Беззаботное, Клопицы, Копорье под Ленинградом. В полку имелось 68 экипажей. 1 -я и 5-я АЭ были подготовлены к высотному торпедометанию, 3-я и 4-я АЭ — к низкому торпедометанию, а 2-я АЭ переучивалась на самолёт ДБ-3ф как высотная эскадрилья.

7 августа 1941 г. группа из 10 ДБ-3ф 1-го МТАП под командованием полковника Е.Н.Преображенского совершила первый налёт на Берлин. До цели дошло только 5 машин. Хотя реального боевого ущерба он не мог нанести, но велико было его моральное значение — в то время когда немецко-фашистские войска рвались к Москве и Ленинграду наши самолёты бомбили столицу германского рейха. Налёты продолжались до 5 сентября. Совместно с экипажами 1-го МТАП налёты на Берлин выполняла авиагруппа Дальней Авиации под командованием майора В.Щелкунова составом 20 ДБ-3ф , базирующаяся на аэр. Астэ на о. Эзель.

Всего с 7 августа по 5 сентября Особой авиагруппой было выполнено 9 налётов на Германию (всего 84 самолётовылета из которых 50 — непосредственно на Берлин). Однако, к сентябрю общая оперативная обстановка в Прибалтике резко ухудшилась. 28 августа пал Таллин и острова Моонзундского архипелага оказались в глубоком немецком тылу. Снабжение авиагруппы морским путем стало практически невозможным. Кроме того, немецкая авиация подвергала систематическим ударам аэродромы на о. Эзель. Так, 6 и 7 сентября при налётах самолётов Мессершмитт Bf-110 на аэр. Кагул было потеряно 6 самолётов ДБ-3ф , по одному Ил-2 и МиГ-3, после чего командование Авиации ВМФ приняло решение о прекращении операции и перебазировании оставшихся самолётов в Новгородскую область на Аэр. Новинки. За все время операции 1 -й МТАП потерял 17 ДБ-3 и 8 экипажей. За выполнение этого задания звание Героев Советского Союза было присвоено четырем лётчикам полка: Е.Н.Преображенскому, А.Я.Ефремову, М.Н.Плоткину, В.А.Гречишникову и штурману П.И.Хохлову.

До конца весны 1942 г. полк был разделён на две части, каждая из которых действовала в составе самостоятельной авиационной группы — Ленинградской и Волховской: на 30 ноября 8 ДБ-3 базировалось на аэр. Углово и 7 ДБ-3 — на аэр. Новинки.

С 9 октября 1942 г. 1-й гв. МТАП был переведён на штат 030/264 (3 эскадрильи по 10 самолётов и 2 самолёта — в управлении).

22 октября 1942 г. на о. Сухо в Ладожском озере 6 СБ 1-го МТАП наносили удары по силам десанта противника, пытавшегося перерезать Дорогу Жизни.

За годы войны лётчикам(1-й Гв.МТАП КБФ) звание Героя Советского Союза было присвоено 31 лётчику и штурману полка: В.А.Гречишникову, А.Я.Ефремову, М.Н.Плоткину, Е.Н.Преображенскому, П.И.Хохлову, ВА.Балебину, Н.Ф.Афанасьеву, И.Д.Бабанову, Г.С.Бажанову, И.И.Борзову, В.А.Бударагину, Ю.Э.Бунимовичу, Г.Д.Васильеву, В.Н.Евграфову, Н.Д.Иванову, ПА.Колеснику, Н.Д.Котову, П.Л.Кошелеву, М.В.Лорину, А.В.Преснякову, А.И.Разгонину, М.А.Советскому, П.Ф.Стрелецкому, В.Т.Чванову, А.П.Чернышёву, И.Г.Шаманову, М.Ф.Шишкову, A.M.Гагиеву, Р.С.Демидову, В.М.Кузнецову, А.И.Рензаеву. Ещё 10 лётчиков полка были удостоены этого звания, проходя службу в других частях, в том числе, А.Е.Мазуренко и Н.В.Челноков — дважды.

Командиры 1-го Гвардейского МТАП в разное время:

  • Е.Н.Преображенский (апрель — ноябрь 1938 г., ВрИО);
  • В.П.Воробьёв (ноябрь 1938 г. — декабрь 1939г., снят);
  • Ш.Б.Бидзинашвили (январь 1940 г. — август 1940 г., снят, погиб в 1943 г.);
  • ГСС Н.А.Токарев (август 1940 г. — февраль 1941 г., снят);
  • Н.В.Абрамов (март — июль 1941 г., снят);
  • ГСС Е.Н.Преображенский (1941-1942 гг.);
  • ГСС Н.В.Челноков (1942 г. — май 1943 г., снят);
  • А.Н.Дарьин (май-сентябрь 1943 г., снят, погиб в 1944г.);
  • ГСС И.И.Борзов (сентябрь 1943г. — январь 1945г.);
  • ГСС В.М.Кузнецов (с февраля 1945 г. — 1953 г.);
  • Сериков (в 1953 г.)

Самолёты на вооружении

Период Самолеты
1938 — 1941 Р-6, ДБ-3, У-2
1941 — 1942 ТБ-7 и Ер-2{?}, ДБ-3, Ар-2, АНТ-40 (СБ), Ил-4 (Ил-4Т), МБР-2
1942 — 1943 ДБ-3, Ил-4 (Ил-4Т), МБР-2, АНТ-40, АНТ-41, Douglas A-20
1943 — 1951 АНТ-40, АНТ-41, Douglas A-20 Havoc («Бостон» A-20), Ту-2
1951 — 1960 Ил-28

 

АЭРОДРОМ УГЛОВО ВОСПОМИНАНИЯ ВСЕВОЛОЖЦЕВ

Воспоминания авиатехника по вооружению Басюк Василия Гавриловича

Всеволожский район вправе называть себя самым авиационным районом на территории постсоветского пространства. Здесь, в течении блокады Ленинграда, наращивали свои боевые качества и совершали подвиги многие известные летчики Герои Советского Союза. Если присваивать их имена улицам Всеволожска, то и улиц не хватит. Всеволожцы вправе этим гордиться.

Мы много знаем о боевой деятельности и замечательных победах советских летчиков. Но была и другая сторона летной жизни на аэродромах, малоизвестная и почти никем не изученная до конца. Это повседневный и неустанный труд тех, кто обслуживал самолеты, готовил их к боевому вылету. Самолет должен был находиться в постоянной боевой готовности к вылету. Воспоминаний механиков и авиатехников мало, тем они и интересны.

Близ гарнизона «Местечко Углово» поисковиками зафиксированы несколько лет тому назад десятки воинских захоронений солдат, сержантов и офицеров. Все они погибли в годы Великой Отечественной войны по независящим от них причинам, работая на аэродроме в различных службах на благо общей победы.

Ушли свидетели драматических событий тех лет, и только документы и письменные памятники позволяют отчасти воссоздать или иметь представление о событиях далеких лет.

Воспоминания в записях, а также в выступлениях, оставил после себя служивший в годы войны на аэродроме Углово близ Всеволожска механик по авиавооружению старшина Басюк В. Г.

Окончив в декабре 1941 года 2-е Ленинградское авиационное училище Василий проходил службу механиком по авиавооружению на аэродроме Углово. В послевоенное время он обслуживал уже самолеты с реактивными двигателями.

Послужной список в должности механика по авиавооружению Василия Басюк:

  • 27 истребительный авиаполк - с декабря 1941 г.
  • 29 истребительный авиаполк - с февраля 1942 г.
  • 26 истребительный авиаполк - с февраля 1943 г.
  • 7-я отдельная разведывательная эскадрилья – с мая 1951 по июль 1956 г.

Публикуется впервые. Отрывок из письма Басюк В. Г. комсомольцам поискового отряда 9-в класса. Написано 26 декабря 1977 г.

«…Я рад за вас, дорогие комсомольцы, что вы взялись за большую работу по созданию и расширению в своей школе музея посвященного 29 гвардейскому истребительному авиационному полку, которым командовал гвардии подполковник Герой Советского Союза П. А. Пилютов (в 1934 году П. А. Пилютов участвовал в спасении челюскинцев, в должности механика у знаменитого лётчика Каманина, с которым неоднократно садился на лёд Чукотского моря. В 1938 году участвовал в боях у озера Хасан, в советско-финской войне 1939—1940 годов. Член КПСС с 1939 года. В Великую Отечественную войну лично сбил 17 самолетов противника, в группе 6, - Д. А.). В этом полку я служил с февраля 1942 года по февраль месяц 1943 года в должности механика авиавооружения в звании сержанта во 2-й авиаэскадрилье. Готовил к боевым вылетам вместе с товарищами-оружейниками самолеты истребители МИГ-3, на которых летали экипажи моего командира гвардии капитана П. А. Покрышева, Обслуживали мы самолеты, на которых летали экипажи и других летчиков.

Было это летом 1942 года.

Для меня и моих товарищей было большим счастьем готовить к вылету самолет известного летчика П. А. Покрышева (П. А. Покрышев участник советско-финляндской войны, сбил 2 финских самолета. Во время начала Великой Отечественной войны, уже 25 июня 1941 г., он сбил немецкий бомбардировщик, 29 июня ещё 2 бомбардировщика, 3 июля ещё 2. За период войны сбил 22 самолета лично, 7 в группе, - Д.А.). Командир авиаэскадрильи капитан Покрышев дал приказ подготовить самолет МИГ-3 к боевому вылету для летчика штурмана полка майора Пилютова. Как сейчас помню, подходит он к самолету в кожаном реглане, веселый, с улыбкой на лице.

Механик самолета доложил ему о готовности самолета, а я об исправном вооружении. Поздоровался с нами, пожал нам руки, проверил внешне самолет, сел в кабину, запустил мотор и опробовал его работу на всех режимах. Вырулил на старт и пошел на взлет. Улетел он на боевое задание по охране железнодорожного узла Волховстрой и Волховской ГЭС.

Прошло около часа, видим, в небе летит самолет в сторону аэродрома. Делает посадочный расчет и плавно садится на взлетное поле с маленьким пробегом. Всем своим дружным коллективом мы встретили его на стоянке.

Вылез он из кабины усталый с улыбкой на лице и в первую очередь позвал к себе меня и говорит: «Товарищ Басюк, проверь боекомплект, хочу знать, сколько я израсходовал патронов на стервятника, которого я сбил». Я проверил боекомплект пулемета Березина 12,7 мм, оказалось, что он израсходовал 5 патронов. Я ему об этом доложил…».

 

АЭРОДРОМ УГЛОВО

Командир 14 ГИАП подполковник Голицын Георгий Михайлович.

Погиб 18 октября 1943 г., при вылете на проверку техники пилотирования молодого летчика В. Г. Железнякова на самолете Як-7. Самолет разбился при выполнении крутого виража на малой высоте. Похоронен на воинском кладбище гарнизона "Местечко Углово" близ Всеволожска.

9 ноября 1943 г. командование полком принял Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Иванович Свитенко. Н.И.

Награды Галицына Г.М.:

  • 1936 г. - орден Красной Звезды;
  • 20.12.41 г. - орден Ленина;
  • Перед Великой Отечественной войной Галицын был награжден орденом Красного Знамени будучи в звании майора;
  • в 1943 г. - орден Отечественной войны 1-й степени

К осени 1941 г. обновленный полк стал передовым в ВВС Ленфронта. Его летчики выполняли до 60 боевых вылетов в день, за успешное выполнение заданий многие из них, в т.ч. командир полка, были награждены орденами и медалями.

К началу боевых действий 1941 г. полк имел 101 самолет. Из них: И-153 – 63 самолета; МИГ-3 – 28 самолетов; И-16 – 6 самолетов; И-15.Б (бис) – 4 самолета.

За первые 8 месяцев боевой работы полк произвел 6494 боевых вылетов с налетом 4763 часа 10 минут; уничтожено и повреждено:

  • в воздухе 90 самолетов противника; на земле 46 самолетов; 510 автомашин;
  • 85 танков и бронемашин; 18 автоцистерн; 8 автобусов; 3 паровоза; 287 железнодорожных вагона;
  • 38 батарей зенитной артиллерии; 153 зенитно-пулеметные точки; 20 артиллерийских и 18 минометных батарей;
  • 7 барж и катеров; 85 мотоциклистов; 87 повозок с боеприпасами и продуктами;
  • 123 лошади; взорвано 7 складов с боеприпасами;

07.03.42 г. полк получил звание гвардейского и стал называться 14-й гв. ИАП Всего за годы войны личным составом полка было уничтожено 507 самолетов противника, железнодорожных вагонов с грузом - 293, танков и бронемашин - 85, минометных батарей - 20, много другой техники и 13000 солдат и офицеров противника.

Боевые потери полка составили 94 человека, из них сбито в воздушных боях - 52, не вернулись с боевого задания - 17, сбито зенитной артиллерией противника - 11.